Успех коммерческой деятельности любого предприятия прежде всего зависит от того, насколько точно выпускаемый продукт соответствует основным предпочтениям потребителей. Наиболее полно выявить объективную картину такого соответствия призваны маркетинговые исследования. Полученные в процессе таких исследований результаты могут дать ту необходимую информацию, касающегося рынка в целом, потребительского восприятия выпускаемой продукции или же торговой марки, которая требуется для составления долгосрочных и краткосрочных планов, а также для выбора тактики поведения компании на рынке. Именно наличие такой информации и принятие стратегически верных маркетинговых решений способствует достижению наибольшего успеха.

Необходимость проведения маркетинговых исследований может возникать в процессе принятия решения о продвижении новых продуктов, а также их методах, о формировании ценовой политики и применении методов стимулирования покупателей, а также при планирования выхода на новые рынки. Например, для оценки возможностей выхода на новые рынки сбыта и с целью формирования конкурентной политики компании маркетинговые исследования рынка проводятся путем осуществления выбора рыночных ниш и целевых рынков — так называемая сегментация рынков. Для выбора целевых сегментов рынка проводятся исследования потребителей. С целью определения возможных путей достижения наиболее конкурентоспособного положения на рынке проводятся исследование конкурентов. Все эти направления относятся к целевым маркетинговым исследованиям. Направлениями целевых маркетинговых исследований, связанных непосредственно с товаром, являются:

— исследования продвижения товаров для разработки товарного ассортимента в соответствии с требованиями покупателей;

— исследование цен для выбора эффективных значимых соотношений «затраты – цены», «цена-качество» и «цена – прибыль»;

— исследования продаж и движения товара для принятия решения об увеличении товарооборота, а также для разработки каналов продвижения товаров;

— исследование системы стимулирования сбыта и рекламы для определения рекламно-маркетинговой политики фирмы. Использование при проведении маркетинговых исследований современных методик гарантирует получение максимально объективных результатов.